splitpine (splitpine) wrote,
splitpine

Профессия рыбак. Часть 1.

В прошлом посте я рассказал о профессиональном празднике - Дне рыбака. На днях удалось в реальности увидеть тяжелый труд этих людей. Фотографий тут будет немного, но постараюсь чуть позже выложить некоторые видеокадры.
  Все происходило недалеко от известного уже вам национального поселка Харампур. Живет там в основном титульная национальность Ямало-Ненецкого автономного округа - ненцы. Рыбный промысел у них тоже традиционный, отработанный веками. В него добавились только современные инструменты и материалы, такие как проволока, веревки, гвозди.
  До места рыбалки добирались долго. От  Харампура оно находилось на расстоянии километров примерно 10-12. Дорога была ужасная. Какой-то деятель распахал пожарозащитную полосу прямо по грунтовке. Недоехав буквально 200 метров до места стоянки лодок, нам пришлось перегрузиться в УАЗик рыбаков - у него-то с проходимостью получше, чем у нашего "Мерседеса". Далее мы перегузились в лодки и поехали рыбачить. А машинка наша осталась посреди леса в полном одиночестве. Но что за рыбалка будет сегодня, мы еще не знали, но обо всем по порядку.

[Spoiler (click to open)]
По пути я наслаждался великолепными пейзажами и старался успевать их фиксировать на фото и видео. Река Харампур, практически, таежная река. По обеим берегам растут невысокие хвойные леса, иногда встречается и береза и осина. В узких протоках попадаются плавающие бревна, упавшие деревья. Но когда вышли на основное русло, наш лодочный кэп раскочегарил "Казанку-5" по полной. По пути заехали проверить поставленные сети. В нашей оказался единственный язь, остальное поели холеи. Рыбаки на второй лодке оказались удачливее - в их сети было штуки три рыбины. Я так понял, что эти сети стоят только для своего повседневного употребления, а промышленная ловля проходит совершенно по-другому. Пришло время рассказать о традиционном ненецком способе рыболовства.
Место, куда мы приехали на лодках, было родовым. Здесь добывали живое серебро деды, прадеды и прапрадеды наших рыбаков со стародавних времен. Процесс рыбалки длительный. Первоначально идет процесс подготовки для сбора рыбы в этом створе. Поперек реки строится забор. Когда мы приехали, заготовка для него уже стояла.

Дальше начались плотницкие работы. Длинные толстые и тяжелые бревна одинаковое толщины и длины сбросили в реку и скрепили веревками. Для нас процесс работы был интересным, но задавать вопрос и отвлекать рыботяг от дела нам не хотелось и мы просто наблюдали за происходящим.

Затем бревна были переправлены на середину реки, и плотницкие работы продолжились на воде. Бревно выцеплялось из связки и закидывалось на заготовку забора. Дальше поперек бревна делалась засечка и бревно переворачивали этой выемкой вниз и закрепляли проволокой.

Эти манипуляции нам объяснили во время чаепития, когда этот этап был завершен. И тут же нам объяснили для чего все это сооружение нужно.
Оказывается, этот забор создает шумовой эффект. Рыба пугается и собирается перед ним в косяки. Затем рыбаки неводом проходят против течения и валавливают ее. Создание самого сооружения - дело трудоемкое и не одного дня, поэтому его возведение начинается еще по "большой" воде. Ту заготовку, что мы увидели по приезду на место рыбалки, ребята сооружали 3 дня до нашего прибытия. При нас положили бревна. Следующим этапом свидетелями, которого мы стали, была установка под водой еще одной перекладины поперек русла. Сначала несколько жердей соединяются проволокой вместе. Затем это длинная палка разворачивается поперек течения и сплавляется до забора. Длинными палками с рогатками на концах эта жердь оупскается под воду, рогатки крепятся забиваются в дно реки. У этой поперечины имеются две функции. Первая, все та же - шумовая. Вторая посложнее. Делов в том, что со стороны течения, на это сооружение в дно реки вбивается еще много таких же жердей, как и рогатки, которыми топили нижнюю перекладину. Эти жерди под действием течения реки начинают ударять по каркасу и создавать шум, а также препятствуют вывороту их из дна реки. Как сказали нам рыбаки, этот древний трудоемкий и довольно долгий способ ловли рыбы себя полностью оправдывают. За прошлый год в летний период улов доходил до 30 тонн рыбы в месяц.

К сожалению, в этот приезд нам не хватило времени увидеть сооружение в полной готовности. Тем более, последняя стадия строительства происходит только тогда, когда вода спадет и течение станет меньше. Но мы договорились о еще одном приезде сюда, чтобы снять саму добычу рыбу. Тогда и готовое сооружение увидим.

Пара просто симпатичных фото.

Дальше у нас был обратный путь, и прошел он не без приключений. Пока мы снимали рыбаков, то самый "умный" человек еще раз прошел трактором по... дороге. Выезжать нам пришлось по глубокой борозде от плуга. Я, конечно, понимаю, что противопожарная обваловка нужна, но зачем делать ее по дороге непонятно. Вспоминая какую-то мать, постоянно выходя из машины, чтобы сбить высокие валы из сырого песка, проверяя проходимость машины в тех или иных местах, примерно через час мы умудрились, все-таки, вырваться и добраться до Харампура. А еще через полтора часа были и в Тарко-Сале.